Главная » Файлы » SuperFEO |
25.03.2023, 22:57 | |||
СОДЕРЖАНИЕ Стр. Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности 1.1 Определение агрессивности и агрессии в психологии 1.2 Развитие агрессивности у детей 1.3 Гендерные различий агрессивности Глава 2. Диагностика половых различий агрессивности младших школьников 2.2 Интерпретация и анализ результатов исследования СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из особенностей детского возраста является процесс интенсивного развития и становления отношений с другими людьми. Именно опыт, приобретенный в этом возрастном периоде, является фундаментом дальнейшего развития личности ребенка, поскольку он определяется не только отношения ребенка к другим людям, но также к себе и ко всему миру в целом. Первый опыт взаимоотношений с другими людьми не всегда складывается удачно. С момента появления на свет до зрелости происходит развитие ребенка и формирование его как члена общества, с одной стороны, и становление как личности, с другой стороны. Немаловажным является и то, что в ходе формирования ребенка как члена общества и его становления как полноценной личности, происходит процесс развития психики ребенка. Наиболее частым и главным источником всех трудностей и препятствий в выстраивании взаимоотношений с окружающими выступает агрессия. Данная проблема носит глобальный характер. Более того, она является наиболее осуждаемой не только в рамках такой науки как психология, но и за ее пределами (мировая пресса, Интернет, телевизионные передачи и т.д.). Все это свидетельствует о том, что проблема повышенной агрессивности детей является одной из наиболее острых проблем не только для психологов, но и для специалистов других категорий, и для самого общества. Особое внимание агрессивность привлекает именно в младшем школьном возрасте, поскольку, как было доказано многочисленными исследованиями, в данном возрасте дети более восприимчивы и податливы, то есть их поведения может быть скорректировано и направленно в нужное русло. Агрессивное поведение встречается практически у всех детей. Наряду с этим, у некоторых агрессивное поведение становиться устойчивой характеристикой и служит причиной неполноценной самореализации, затрудняет личностное развитие и негативно сказывается на общении с окружающими людьми. Сам ребенок с агрессивным поведением является проблемным. Причем проблемы сам ребенок создает не только окружающим его людям, но и самому себе. Без грамотной помощи взрослого незрелая детская психика не может самостоятельно справиться с фрустирующим влиянием. Именно поэтому, и учитель начальных классов, и психолог, и родители должны знать, а также учитывать особенности проявления агрессии у детей. Это поможет своевременно скорректировать и предотвратить деструктивное поведение. Немаловажным представляется и тот факт, что у девочек и мальчиков агрессия может проявляться по-разному. И, безусловно, это должно также учитываться. Нельзя изучать, исследовать, а также выстраивать коррекционную работу, исходя из того, что агрессивное поведение детей – это просто тревожное явление. Агрессивное поведение должно рассматриваться как серьезнейшая социальная, педагогическая и психологическая проблема. Одной из основных проблем изучения агрессии остается разнообразие действий, относящих к ней. Так как ученые, занимающиеся исследованием проблемы агрессии, дают различные ее определения. Российские исследователи рассматривают агрессию как результат определенного поведения, имеющего отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты, агрессивность понимается как свойство человека, а состояние агрессии определяет эмоциональную сторону агрессии (А.А. Реан, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, В.А. Аверин, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, Т.Г. Румянцева и др.). В зарубежной психологии агрессию, в какой бы форме она не проявлялась, рассматривают как поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения (З. Фрейд, К. Лоренц, Л. Берковиц, Н. Зильманн, Р. Бэрон, Р. Миллер, Дж. Доллард, А.Бандура и др.). Если агрессия как общий психический и социальный феномен часто выступает предметом исследований, как в нашей стране, так и за рубежом то агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста изучено недостаточно, в частности, в литературе не полно освещены гендерные различия в проявлении агрессии. Все вышесказанное объясняет актуальность выбора темы исследования «Половые различия агрессивности младших школьников». Объект исследования – агрессивность в младшем школьном возрасте. Предмет исследования – половые различия агрессивности младших школьников. Цель исследования – изучить половые различия агрессивности младших школьников. Согласно цели исследования в данной работе были поставлены следующие задачи: 1. Ознакомиться с определением понятия «агрессия» и «агрессивность» в отечественной и зарубежной научной литературе. 2. Рассмотреть особенности развития агрессивности у детей младшего школьного возраста. 3. Теоретически определить гендерные различия агрессивности. 4. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение половых различий агрессивности младших школьников. Гипотеза исследования выступило предположение о том, что существуют половые различия агрессивности младших школьников, а именно: - для девочек более свойственно предпочтение вербальной агрессии в любых ее формах – прямой или косвенной; - для мальчиков более свойственно проявления прямой и косвенной физической агрессии. Практическая значимость данной работы состоит в том, что изучение половых различий агрессивности младших школьников, позволяет выявить ряд закономерных особенностей агрессивного поведения отдельно для мальчиков и девочек. База исследования: исследование проводилось на базе «Детского дома» г. Троицка, Челябинской области (МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Респондентами исследования стали 40 младших школьников в возрасте от 10 до 11 лет, среди них 20 мальчиков и 20 девочек. Методы исследования: 1. Анализ литературных данных – изучение психологической и педагогической литературы. 2. Эмпирические – анкетирование (опрос); качественный и количественный анализ; статистическая обработка полученных результатов. Методики исследования: 1. Тест самооценка психических состояний по Айзенку 2. Методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности 3. Опросник BPAQ-24 Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
| |||
Просмотров: 78 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Сохранить ссылку у себя
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
ИЛИ
Отзывы Наших клиентов:
Статистика | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |