Маркетинговая часть бизнес-плана
Основное предназначение этой части бизнес-плана – это описание способов влияния фирмы на рынок для обеспечения бесперебойного сбыта товара.
Маркетинговая часть бизнес-плана состоит из следующих пунктов:
- виды товаров или услуг;
- определение рынка сбыта;
- оценка конкуренции;
- прогноз продаж;
- план маркетинга;
- ценообразование;
- план сбыта;
- план рекламных мероприятий.
Опишем кратко все пункты маркетинговой части бизнес-плана.
В пункте «виды товаров и услуг» должны быть определены преимущества тех видов товаров и услуг, которые будут выводиться на рынок. Также должно быть сравнение с другими аналогичными товарами или услугами конкурентов. Необходимо объяснить, какая выгода покупателя от выбора именно вашего продукта.
В пункте «рынок сбыта» приводится описание потенциальных покупателей данного товара или услуги. Оценивается приблизительный объем (емкость) рынка.
Пункт «оценка конкуренции» должен содержать оценку фирм, которые работают в данном сегменте рынка, имеют аналогичную продукцию. Здесь необходимо также определить конкурентные преимущества организации по сравнению с конкурентами.
Прогноз продаж должен быть основан на всей собранной до этого информации: объем рынка сбыта, объемы сбыта конкурентов (при наличии информации), производственные возможности самого предприятия и информация о всех факторах, которые могут повлиять на продажи.
План маркетинга определяет способы донесения информации до покупателя, способы продажи товара, а также какой планируемый бюджет на проведение рекламных мероприятий.
Ценообразование зависит от цен на продукцию конкурентов, себестоимости собственной продукции, ожидаемого спроса на продукцию.
План сбыта – это прогноз реализации товара с разбивкой по месяцам, кварталам. При планировании сбыта необходимо учитывать множество факторов. В частности, сбыт ограничивается территорией деятельности предприятия, емкостью целевого рынка, масштабами деятельности конкурентов, производственными и финансовыми возможностями планируемого предприятия.
Маркетинговая часть предприятия общественного питания включает все вышеперечисленные пункты. При этом конкурентами являются аналогичные предприятия, работающие в непосредственной близости с месторасположением планируемого предприятия, а также работающие в этом же сегменте рынка. Например, если планируется открыть кафе, у которого сегмент потребителей – лица со средним и ниже среднего доходом (работники ближайших предприятий, пенсионеры, студенты и т.п.), то для этого предприятия не будет являться конкурентом рядом стоящий ресторан, который нацелен на посетителей с более высоким уровнем достатка. |