Экономические факторы международной торговли
Согласно принципу сравнительных преимуществ, сформулированному Д.Рикардо, страна производит на экспорт те товары и услуги, при производстве которых достигнута наибольшая производительность труда, то есть, достигнута максимальная эффективность производства. Этот принцип действует и в предпринимательской деятельности: при выходе на международные рынки предприятию необходимо понимать относительные преимущества его по сравнению с предприятиями других стран. Такими преимуществами являются :
1. большая производительность труда, которая достигается более высоким уровнем автоматизации производства, внедрением более совершенных технологий;
2. более дешевой рабочей силой, так как в разных странах средний уровень заработных плат различен,
3. доступностью более дешевого сырья;
4. более благоприятными условиями налогообложения и др..
Прежде чем выйти на международный рынок предприятие должно:
1) четко определить цель проведения внешнеэкономических операций, которая в большинстве случаев связана с основной целью предприятия – достижением максимальной прибыльности. При этом выделяются следующие подцели:
- увеличение объемов производства за счет привлечения новых рынков сбыта,
- рост валютных ресурсов предприятия;
- приобретение сырья или товаров по более низким ценам или лучшего качества;
- и др..
2) четко определить экспортные возможности, которая зависит от конкурентоспособности продукции и объемов ее производства. При планировании импортных операций предприятие должно прежде всего сравнить насколько более выгодны такие закупки за рубежом, чем внутри своего государства;
3) оценить в комплексе внешнеэкономическую политику собственного государства и иностранного, из которого импортируются товары. Например, в случае проведения политики протекционизма с целью защиты национальных производителей от иностранных конкурентов, и таким образом, создания для них благоприятных условий используют:
1) таможенную пошлину;
б) импортные квоты, с помощью которых устанавливают максимальные объемы товаров, которые импортируются в течении определенного периода;
в) лицензирование импортных или экспортных операций, то есть необходимость получения решения на их осуществление, движение валюты.
Для выхода на международный уровень предпринимательства важно знать основные закономерности, которые действуют в сфере международной торговли:
1) опережающий рост торговли услугами по сравнению с темпами международной торговли;
2) опережающий рост торговли готовыми изделиями в сравнении с сырьем или полуфабрикатами;
3) большие темпы международной торговли между развитыми странами между развитыми странами мира;
4) рост в экспорте развитых стран доли продукции, произведенной с помощью интеллектуального и информационно насыщенного труда.
|